(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Россия поднимает в воздух беспилотные дирижабли

 

Первый в России беспилотный дирижабль ДП-29 производства Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА), который  еще в начале сентября 2014 года прошел заводские испытания на специализированном дирижабледроме в городе Киржач Владимирской области готов к экспериментальной эксплуотации. Об этом агентству Интерфаксу-АВН рассказал генеральный директор ДКБА Виктор Голубятников.

Он отметил, что ДП-29 в ходе испытания смог подтвердить все расчетные характеристики. В частности, по его словам, на ДКБА отработали методику применения аппарата и провели обучение операторов.

Цеппелины для военных

По словам представителя компании, ДП-29 будет использоваться в интересах министерства обороны РФ и министерства по чрезвычайным ситуациям. Российский дирижабль классической сигарообразной формы способен подниматься на высоту до километра, нести груз массой до десяти килограммов и находиться в автономном полете до трех часов.

Интерес военного ведомства к этому забытому виду авиации объясним. Дирижабли потребляют меньше топлива по сравнению с самолетами и вертолетами, обладают большей грузоподъемностью, при этом они экологичны и бесшумны.

По словам главного конструктора ДКБА Юрия Вопшина, дирижабли – это идеальные «разведчики» и патрули: аппарат может находиться над заданным участком долгое время и вести наблюдение. Также они могут служить для организации сверхдальней радиосвязи и даже как радиолокационная станция для ПВО и ПРО. Дирижаблям не нужны аэродромы с длинными взлетно-посадочными полосами, ведь они садятся и взлетают вертикально.

Ранее российские военные уже демонстрировали интерес к другой разработке ОАО ДКБА, беспилотному дирижаблю ДП-27 «Анюта». Министерство обороны считает, что такая модель дирижабля пригодна для разведки. Этот воздухоплавательный аппарат представляет собой огромную летающую тарелку. На нем установлена камера, которая в реальном масштабе и реальном времени передает данные на пункт управления. дальность действия полностью автоматического комплекса - до 10 км, он способен подниматься на тысячу метров.

Первая презентация «Анюты» состоялась на авиасалоне МАКС-2011, однако при проведении испытаний в дирижабле нашли ряд недостатков, и он был отправлен на доработку. Однако разработчики считают, что уже через два года они представят этот дирижабль с улучшенными характеристиками.

Военные пока практически не используют воздухоплавательную технику (воздухоплавательную службу ВВС России расформировали несколько лет назад), однако живой интерес, которые проявляют военные к беспилотным дирижаблям, свидетельствует о том, что это весьма перспективный вид авиации. Разработкой непилотируемых цеппелинов занимаются и частные конструкторские бюро.

На «гражданке» и за рубежом появятся нескоро

По словам представителя частного КБ (конструкторского бюро)  компании "Воздухоплавательный центр Авгуръ" Алексея Митрофанова, их компания также ведет разработки в интересах министерства обороны, однако подробности представитель компании раскрыть отказался, ссылаясь на секретность.

Технических ограничений в использовании дирижаблей-беспилотников нет, - сказал Митрофанов. – Однако существует ряд юридических препон. У нас до сих пор отсутствуют регламентирующие документы на использование беспилотных аппаратов, и это серьезная проблема, особенно для использования беспилотных дирижаблей в гражданской сфере.

Для гражданского использования «Авгуръ» разрабатывает беспилотный средневысотный аппарат "Сокол», который предназначен для длительного патрулирования и по замыслу его создателей, способен находиться в воздухе более недели. Однако пока «Сокол» существует только в виде проекта.

Так что, несмотря на многообещающие перспективы и преимущества использования беспилотных воздушных гигантов, пройдет еще немало времени, прежде чем они станут обычным явлением в российском небе и попытаются пробиться на зарубежные рынки.

Как рассказал нам заместитель генерального директора ДКБА по специальным проектам Александр Колесов, вопросы экспорта ДП-29, успешно прошедшего в сентябре заводские испытания, пока не рассматриваются.

Автор: Татьяна Русакова