(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Беспилотные авто и “хаос” дорог

экс-эксперт NASA по искусственному интеллекту, а ныне глава Исследовательского центра Nissan Маартен Сьерхуис. Фото: Gary Fong/Dow Jones

Перед тем как беспилотные автомобили получат "зеленый свет" предстоит еще преодолеть множество препятствий. О том,  на какой стадии находятся исследования в этом направлении и насколько длинный путь еще предстоит пройти в интервью изданию Wall Street Journal рассказал экс-эксперт NASA по искусственному интеллекту, а ныне глава Исследовательского центра Nissan Маартен Сьерхуис.

Несколько недель назад ваша компания анонсировали партнерство с NASA. Сто это значит? Nissan отправляет свои автомобили на Марс?

Действительно, на Марсе было бы намного проще водить машину - ведь там нет людей. Но наше партнерство связано не с этим, а с опытом NASA, которое в последнее десятилетие развивает автономные системы и с нашими работами в области создания беспилотных автомобилей. Сейчас мы делаем много работы параллельно. Вместе мы сможем сделать хорошую работу в этой сфере.

За десятилетия присутствия в нашей жизни автомобилей вокруг вождения успела сложиться целая культура, а беспилотные авто радикально изменят ее. Работают ли в научно-исследовательском центре компании Nissan кроме инженеров еще и антропологи?

Вождение - это важная часть жизни человека. Вот почему нам надо понять как люди себя ведут на дороге, как происходит взаимодействие между автомобилями, велосипедистами и пешеходами. Наша задача состоит в том, чтобы научить беспилотные авто такому взаимодействию.

Как вы собираете эту информацию? Устанавливаете камеры в машины?

Существует два пути. Один из них - установить камеру в авто  и постараться сделать ее не очень заметной. Другой - просто стоять у дороги и записывать происходящее на видео.

У меня есть прекрасная запись того, что происходит на перекрестке в Амстердаме на протяжении 10 минут. На нем видно как люди создают так называемый "управляемый хаос" на дороге.

Что бы научить машины находиться внутри этого и двигаться в этом "хаосе" нам необходимо сначала понять как это делают люди.

Это относится к тому, что вы определили как "человекоцентричный искусственный интеллект"? 

Да. Я называю это "человекоцентричный компьютер". Это использование понимания поведения людей для строительства компьютерных систем.

Я бы определил этот термин как "исследование изучения". У нас нет 5-6 лет для изучения поведения людей. Поэтому мы

Таким образом, мы используем этот метод когда производим наблюдения, привлекая людей и создавая наши разработки вместе с ними, затем мы создаем прототип и испытываем его. Это может происходить в симуляторе, на испытательном треке, или даже на дороге.

Это цикличный процесс, в ходе которого необходимо получить и испытать прототип как можно скорее. Одна из наиболее сложных задач при создании беспилотных авто это то, что их не так просто испытывать на дорогах, где встречаются пешеходы, а я  не всегда до конца уверен в поведении прототипа. Вот почему нам приходится создавать симуляционную среду, виртуальный мир повторяющий ситцацию на дрогах.

Я читала исследование, в котором говорилось, что большинство людей боятся беспилотных машин.  Но есть и такие как я, которые бы приветствовали их появление, поскольку я плохой водитель. Как вы определяете что хочет потребитель?

Нести  новые технологии в мир, где мы не знаем как будут на них реагировать люди это очень сложная проблема.  Тем более когда речь идет о повседневной вещи, вроде автомобиля.

Во время моей работы в NASA мы изучали как людяи будут жить и работать с роботами на Марсе. Для этого мы отправлялись в пустыню или на Северный полюс и пытались там жить так, как будто бы мы на Марсе. Примерно то же с автономными авто. Нам надо испытать их на дорогах.

Как вы считаете - вы водите машину лучше, чем робот?

На даный момент большинство людей водят машину лушче. Но тут очень многое зависит от ситуации. Если говорить об упомянутом мной видео с перекрестка в Амстердаме, то тут я бы справился лучше беспилотного авто.

Из-за того, что там много участников движения?

Мы называем это социальная адаптация вождения. На дороге вам надо учитывать не только ПДД, но и культуру вождения в той или иной стране. Поэтому на сложном перекрестке сегодня бесплиотному авто пришлось бы очень сложно.

Но если вы едите по шоссе, тут реакции робота конечно же быстрее и он сможет выйти из многих ситуаций намного быстрее, чем смог бы это сделать человек.

Оригинал интервью: Journal Robot Cars and ‘Coordinated Chaos’ 

Автор: Gabriella Stern