(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Свои среди чужих на рынке промышленных роботов КНР

Промышленные роботы KUKA на автомобильном производстве

Промышленные роботы KUKA на автомобильном производстве. Фото: Wikipedia

На одном из заводов крупного производителя бытовой техники Midea Group, расположенном в южной китайской провинции Гуандун, каждый день, два контролера качества отслеживают работу четырех роботов, неустанно собирающих пульты дистанционного управления. Не так давно эти роботы заменили на конвейере фабрики 14 рабочих.

Midea движется в авангарде производственного сектора Китая в строну роботизации производств. За последние пять лет компании по всей стране существенно увеличили использование робототехники из-за таких проблем как нехватка рабочей силы, рост заработной платы и необходимости сокращения затрат на производство. Рост спроса привел к формированию нового рынка для китайских производителей роботов, которые, подчас, успешно конкурируют с иностранными производителями.

Нехватка рабочей силы связана с изменившимся отношением к работе среди нового поколения китайцев, родившихся с 1990 по 1999 гг. Молодые люди, которые традиционно составляли костяк рабочей силы для сборочных конвейеров, теперь предпочитают другую работу.

На это накладываются и результаты политики КНР по сокращению рождаемости, благодаря которой медленно сокращается процент трудоспособного населения – людей в возрасте от 16 до 59 лет. Национальное бюро статистики сообщило, что население этой возрастной группы снизилось на 371 000 человек в 2013 году и в 2014 составило около 915 млн.

Кроме того, иностранные компании в поисках дешевой рабочей силы все реже останавливают свой выбор на Китае, где средняя месячная заработная плата рабочего достигает уже $555, что существенно выше, чем во Вьетнаме ($145) или Камбодже ($96).

Активное использование робототехники на производстве в Midea началось в 2011 году, когда фабрики компании в провинции Гуандун столкнулись с нехваткой работников. Для решения этих проблем компания заморозила найм сотрудников и начала проводить политику по замене рабочих в подразделениях с наибольшей текучкой кадров на автоматизированные системы.

Преобразование продолжаются до сих пор. К примеру, в подразделении по производству бытовых кондиционеров планируется сократить 6000 из 30000 рабочих уже к концу 2015 года, и еще 4000 – до 2018.

С 2011 года компания потратила более $127 млн для установки порядка 800 роботов на своих производствах. Еще 600 роботов, общей стоимостью в $143 млн планируется установить в этом году.

Роботизация набрала такие темпы не только из-за того, что она решает проблемы с рабочей силой. Замена людей машинами ведет к совершенствованию целого ряда параметров производства и повышению качества выпускаемой продукции.

Растущий спрос

Исследования Международной федерации робототехники (МФР), представляющей производителей роботов и научно-исследовательских институтов, свидетельствуют о том, что в прошлом году Китай обогнал Японию и стал крупнейшим в мире рынком промышленных роботов. По данным МФР, около 200 000 роботов были задействованы в Китае в конце 2014 года. Только в 2013 году были установлены 32000 роботов, что составило 20% от мирового прироста.

Тем не менее, соотношения количества роботов и работников в стране все еще относительно низка. На 10 000 работников приходится всего 30 роботов , что в 11 раз меньше, чем в Японии (В России на 2012 год на 10 000 рабочих приходилось всего 2 робота – прим.).

Сейчас на рынке промышленных роботов КНР доминируют транснациональные компании – швейцарская ABB Group ABBN, японские Fanuc Corp, FANUF, и Yaskawa Electric Corp и немецкая Kuka Robotics KU2. На их долю приходится около 58% общенационального рынка.

Глава сервисного центра ABB в Китае Чжан Хуэй отметил, что его компания много лет работала с упором на рынки развитых стран, но сегодня приоритетом является борьба за клиентов из растущих экономик развивающихся стран, где требуются пакетные решения.

"На развивающихся рынках, таких как Китай, мы предлагаем нашим клиентам скорее готовые решения, чем продукты", – заявил Чжан.

Между тем, местные производители роботов очень активно включились в борьбу за свою долю растущего рынка. Одной из таких компаний является Xinpeng Robotics Technology Co., большинство из клиентов которой – производители плитки и керамики.

Цинь Лэй, который в 2013 году основал Xinpeng, насчитывающую тогда всего 60 работников, сказал роботы его компании выполняют работы на производстве керамики, которые представляют опасность для здоровья человека. В прошлом году Xinpeng сумела реализовать почти 100 роботов, получив доход почти в $4,8 млн.

Китайские производители робототехники позиционируют себя на национальном рынке, делая упор на свой опыт в работе с конвейерными производствами компьютерной и бытовой техники и телекоммуникационного оборудования, отмечает генеральный директор расположенной в Шэньчжэнь компании Rapoo Robotics Applications Co Дэн Киувей.

Дэн сказал, что его компания построила робота для конвейерной сборки пультов дистанционного управления с целью интеграции весь процесс, а не только для замены рабочих: "Мы использовали роботов в качестве платформы для перепрофилирования производственной линии".

Конкуренция между национальными и иностранными производителями роботов оказалась на руку потребителям. По словам Цинь Лэя, китайские роботы-производители примерно с 2010 начали предлагать недорогие машины, которые заставили мировых производителей резко снизить цены. ABB, к примеру, в прошлом году снизила цены на модель робота похожую на производимую Xinpeng с $80000 до $32000.

1425538667463720Менеджер одной из китайских управляющих компаний, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что принял решение инвестировать в производителей роботов после визита на автоматизированные электронные заводы в восточных провинциях Цзянсу и Чжэцзян. Он обнаружил, что роботы, задействованы на этих производствах не только для опасных работ и примитивных задач, но и для выполнения работы, которая бы потребовала найма квалифицированных сотрудников.

Несмотря на это причиной перехода многих китайских компаний к роботизации производств по-прежнему является недостаток рабочей силы. "Работники уходят каждый день. Физически сложные работы и функционал, предполагающий повторяющиеся процессы стали гораздо менее привлекательны для молодых работников, чем были для старшего поколения", – рассказал изданию менеджер среднего звена одного из электронных производств.

Чжан Фан, который курирует автоматизацию на заводе Midea в Уху, в восточной провинции Аньхой, сказал, что на заводе были установлены роботы для перемещения 70 кг кондиционеров на сборочной линии – работа, которая была слишком тяжелой для людей.

Плата за прогресс

Производитель электроники Foxconn Technology Group был одним из самых агрессивных промоутеров автоматизации в стране. Его усилия в области роботизации производств привели даже привели к обвинениям в доведении рабочих до самоубийств.

Но несмотря на все это компания не выполнила поставленную ее основателем Терри Гуо в 2011 году цель довести к 2014 году количество установленных роботов до 1 млн шт. Всего было установлено чуть более 10 000 роботов, а автоматизация производств на фабриках компании варьируется от 40 до 70%.

В ходе автоматизации производств выяснилось, что она не всегда приводит к повышению эффективности работы сборочных линий. К примеру, инженер Foxconn, пожелавший остаться не известным, рассказал, что при сборке продукции Apple используется труд людей, поскольку роботы могут поцарапать корпуса устройств своими манипуляторами.

Чжан из ABB рассказал, что он рекомендует китайским производителям внимательно анализировать потребность в роботах. По его словам, в некоторых случаях, повышение заработной платы сотрудников является экономически более эффективно, чем их замена на автоматы. Он также отметил, что бизнес ABB в КНР развивается куда медленнее, чем ожидалось ранее, поскольку роботы в ряде случаев оказываются дороже рабочих.

Расходы на оплату труда в Китае все еще в пять раз меньше, чем в Японии. Японская компания может позволить себе использовать двух роботов, чтобы заменить одного работника, а в Китае установка робота целесообразна лишь когда он заменяет сразу троих работников.

Тем не менее, многие китайские компании сделали выбор с пользу роботизации.

Оригинал публикации