(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Беспилотный «Чирок»: Что за птица?

Chirok

Модель БЛА "Чирок" Фото: Игорь Генералов / rostec.ru

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) стали одним из наиболее заметных глазу обывателя признаков технологического отставания России от сран Запада. Во время боевых действий в Югославии, Афганистане и Ираке с экранов не сходили необычные самолеты, которые отличались не только небольшими размерами, но и отсутствием кабины пилота. Ничего подобного у России не было. Попытки преодолеть отставание начали предприниматься в конце 2000-х годов и основывались они на копировании уже существующих успешных концепций. Но теперь российской оборонке, похоже, удалось создать нечто принципиально новое.

Начало 2015 года в России выдалось богатым на новости о беспилотниках. Сначала замминистра обороны РФ Юрий Борисов неожиданно заявил, что тяжелый БЛА в России уже создан. Чиновник, в частности, сообщил о завершении конструкторских работ сразу по нескольким машинам - для решения оперативных, тактических и стратегических задач. Тогда большинство СМИ связали это заявление с разрабатываемым в казанском ОКБ «Сокол» 5-тонным БЛА «Альтиус-М». Но уже в марте представители Московского научно-исследовательского радиотехнического института (МНИРТИ) еще больше удивили радеющую за отечественное беспилотье общественность, заявив, что будет создана 2-тонная версия представленного ими летом 2014 года 750-килограммового БЛА на воздушной подушке «Чирок». Стоит, правда, оговориться, что даже «маленькая» версия этого БЛА пока не вышла за пределы модели и будущее его все еще туманно.

"Потенциальные преимущества пока остаются лишь потенциальными. Техническая и технологическая реализуемость подобной системы вызывает некоторые сомнения. Во-первых, использование воздушной подушки существенным образом ухудшит аэродинамику летательного аппарата. Во-вторых, потребуется наличие на борту летательного аппарата достаточно массивной, габаритной и энергоемкой системы, обеспечивающей функционирование надувной подушки", - считает ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.

По этим причинам БЛА на воздушной подушке не получили распространение в мире и не выпускаются серийно. Вместо них, как отметил эксперт, обычно используют БЛА вертолетного типа. Впрочем, их недостатком является скорость и дальность полета, характеристики, являющиеся критичными для выполнения целого ряда военных и гражданских задач.

Лишь бы дороги не строить

В этом смысле «Чирок» выбивается из общего ряда заимствований и попыток скопировать израильские и американские аппараты, которыми грешит (иногда вполне оправданно) отечественная промышленность. В России, где большая часть территории является сложной для проживания, а качество строительства инфраструктуры давно нашло отражение в многогранной народной самоиронии, «вездеходная» схема взлета и посадки будет очень востребована. Использование этой технологии позволит превратить в аэродром любой относительно ровный участок земли или водной поверхности длинной в 25 метров. Согласно заявлению генерального директора МНИРТИ Юрия Невзорова даже 750-килограммовая версия «Чирка» может при взлете и посадке преодолевать ямы глубиной до полуметра и длиной до 30 см: «он через них перелетает и на ста метрах набирает высоту 15 метров». Это ли не мечта всех подряд российских эксплантатов авиационной техники, которые ровные ВПП видят только в городах-миллионниках (и то не во всех).

Chirok infoПодушка, как уверяют создатели, не станет для аппарата аэродинамическим тормозом во время полета. По словам начальника отделения беспилотных летательных аппаратов МНИРТИ Алексея Смирнова, для решения этой проблемы мембрана подушки выполнена из специальной резины, способной во время разбега и посадки аппарата растягиваться до 1000%, а во время полета плотно прилегать к днищу.

Такси для нефтянников или арктическая БМП?

Форма карбонового фюзеляжа беспилотника создает довольно большое пространство внутри, куда может быть помещена различная полезна нагрузка от ракетного вооружения до специально оборудования радиоэлектронной борьбы (РЭБ) (созданием которого собственно и занимается институт) или даже… 12 пассажиров.

О возможности последнего варианта заявил Ю.Невзоров, отметив, что в этом случае аппарат может использоваться не только в беспилотном, но в пилотируемом режиме.

Такая версия аппарата, по мысли его создателей, будет востребована в отдаленных районах страны и для доставки на север работающих вахтовым методом нефтяников, газовщиков, геологов и т.д. Теоретически она может заинтересовать и военных, в качестве средства ведения боя, передвижения или доставки грузов в Арктике.

Но это, по всей видимости, весьма отдаленные по времени реализации планы. Пока же, как сообщил агентству ТАСС неназванный источник в «Объединенной приборостроительной корпорации», куда входит МНИРТИ, все технологии будут отрабатываться на основе уже созданного 750-килограммового варианта БЛА. Аппарат способен подняться на высоту до 6 тысяч метров, дальность его полета составляет до 2500 километров, размах крыла – 10 метров, а вес полезной нагрузки – 300 кг.

Этот экземпляр (уже полноразмерный и летающий) будет представлен широкой общественности в августе этого года на авиасалоне МАКС-2015. Во многом от успеха «маленького» «Чирка» у потенциальных заказчиков в погонах и без будет зависеть судьба его старшего брата.

Пока все работы ведутся в инициативном порядке и без участия государства или крупных инвесторов, а значит и прекратиться в нынешних экономических условиях они могут в любой момент. Что ж, было бы очень обидно не увидеть этот БЛА в полете (а главное при взлете и посадке) на предстоящем МАКСе.

Автор: Александр Корольков