(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

X-47: США входят в век беспилотной авиации

Военно-морские силы США в рамках испытаний экспериментального ударного БЛА Х-47В провели дозаправку беспилотника в воздухе. Успешную стыковку и заправку осуществил второй по счету беспилотный истребитель, созданный компанией Northrop Grumman.

В качестве летающей "бензоколонки" выступил Boeing 707, традиционно заправляющий в воздухе военные самолеты США от компании подрядчика Omega Air. Дозаправка позволит дрону-истребителю находиться в воздухе 24 часа в сутки. Беспилотный самолет находился на высоте 2 км и двигался со скоростью 330 км/ч

Последний полет

Уже с уверенностью можно сказать, что это последние испытания, поскольку программа финансирования на 2016 год не предусмотрена. Планируется передать оба изготовленных образца  - Х-47B (AV-1 и AV-2) в музей. Но сама программа внедрения этой модели в ВМС США продолжится. В 2020 году Пентагон обещает поставить эти машины на вооружение: X-47А в сухопутные войска и X-47В в ВМС, на авианосцы.

Демонстрационная модель малозаметного ударного БЛА X-47B была разработана корпорацией Northrop Grumman (при участии Lockheed Martin) на конкурсной программе в рамках известной совместной программы ВВС и ВМС США  J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems), осуществлявшейся под эгидой DARPA.

В отличие от модели Боинг X-45, разработка Pegasus финансировалась компанией. Вторая линейка беспилотных полноценных самолетов получила маркировку X-47А, а последовавшая за ней версия для военно-морских сил — X-47B. Первая рабочая модель X-47A была построена компанией Барта Рутана Scaled Composites в "Центре гражданских аэрокосмических исследований" в Мохаве. Презентация состоялась в июле 2001 года, а первый полет успешно совершен в феврале 2003. С июня 2012 года аппарат AV-2 проходил летные испытания на взлет и посадку на наземном авианосном оборудовании на Патаксен-Ривер, включая старты с паровой и электромагнитной катапульт и посадку на аэрофинишер, а в мае-июле 2013 года впервые совершал практические полеты (с катапультным взлетом и "авианосной" посадкой) на авианосце.

Американцы решили войти в 21 век с новой программой военной робототехники. Поэтому летом 2000 года военно-морской флот США  подписал контракты на два миллиона долларов с компаниями Boeing и Northrop Grumman на 15-месячную программу анализа концепции.

Человеческий фактор

Идея UCLASS основана на отказе от джойстиков и компьютерных накопителей, которые используют операторы дистанционного управления БЛА. Благодаря программному обеспечению Northrop, операторы дрона только задают цель и вектор полета. "Они достаточно умны чтобы действовать в непредвиденных обстоятельствах, - говорит капитан Джейми Энгдаль (Jaime Engdahl), руководитель программы беспилотных аппаратов военно-морского флота.  -  "Он обладает интеллектом, чтобы реагировать на эти обстоятельства."

ВМС США не стал раскрывать, что стоит за GPS, помогающей машине найти свой авианосец. Тем не менее, даже такие автономные беспилотные летательные аппараты как X-47B не обходятся без человеческого участия. Летчик-испытатель Northrop Геррит Эверсон (Gerrit Everson)  - живой пример. На его предплечье закреплен белый прибор, называемый блоком управления и индикации. Аппарат создан Nintendo. Оснащен шестью кнопками и подключен к аккумуляторам, расположенным на поясе Эверсона для управления БЛА на палубе авианосца. Блок управления необходим для установки дрона на катапульту авианосца и для взятия его под свой контроль, как только он совершает посадку на палубу, а также для перемещения дрона по авианосцу. Эверсон держит ручку и поворачивает запястье, если бы X-47 был запущен, то его нос двигался бы вместе с запястьем.

Также в 2013 году прошли испытания-согласования работы  экипажа авианосца с роботом-дроном. В полетах палубной авиации не существует права на ошибку. До этого периода матросы знали только, как взаимодействовать с людьми-пилотами. На авиабазе Pax военно-морской флот "оцифровал авианосец", чтобы X-47B смог лучше понять все остальное, что происходит на полетной палубе с целью интегрировать его с пилотируемыми самолетами.

Существует даже тумблер который называется "Pickle Stick" (нажимной выключатель продольного триммирования). Он может отправить сигнал, запрещающий посадку X-47B, если робот собирается совершать посадку на палубу под неправильным углом.

Отработка технологий

Разработка палубного дрона включала в себя решение множества проблем: коррозия вследствие взаимодействия с соленой водой, взаимодействие с палубой при взлете и посадке, интеграция систем управления и работа в условиях сильных электромагнитных помех от носителя — вот лишь основные из них. Также флот был заинтересован в возможности использования БЛА с целью разведки в защищаемом воздушном пространстве для выявления целей последующих ударов.

На базе модификации X-47B предполагалась отработка концепции беспилотного малозаметного сверхманёвренного истребителя.

Но эксперты считают, что в ближайшие 10-15 лет дрон не сможет выполнить эти задачи. Особенно ведения воздушного боя, из-за отсутствия точных расчетов математической модели поведения аппаратов такого класса при выполнении сложных задач. Уровень современных программных решений все еще не достаточный для разработки полностью автономных машин.

Демонстрационный макет Pegasus выглядит как летучая мышь, без какого-либо вертикального хвостового стабилизатора. Передний край крыла имеет угол стреловидности 55 градусов, а задний — 35 градусов. Также он оборудован шестью управляющими плоскостями, включая два элевона и четыре «инлейда». Инлейды — это небольшие структуры на закрылках, установленные на верхней и нижней границе крыла у концовок крыльев.

Pegasus движется единственным турбореактивным двигателем с высокой степенью двухконтурности JT15D-5C (Канада) от компании Pratt & Whitney силой в 14,2 кН. Такой же двигатель используется и самолетами модели Aermacchi S-211. Двигатель установлен в задней части модели с входным отверстием расположенным сверху чуть позади носовой части. Входной канал оборудован волнообразным диффузором, чтобы избежать отражения вентилятора двигателя на радаре. Впрочем, для снижения издержек производства, выхлоп двигателя направляется в обычную цилиндрическую выхлопную трубу, без всяких попыток скрыть след от средств инфракрасного наблюдения.

Силовые элементы планера БПЛА выполнены из композитных материалов. Работу по сборке выполняла по субподряду компания Scaled Composites, имеющая соответствующий опыт и возможности. В общих чертах, планер состоит из четырёх основных частей, разделенных посередине. Две из них наверху и две внизу.

Испытания и возможности

Pegasus X-47A был продемонстрирован 30 июля 2001 года на земле и совершил первый полет 23 февраля 2003 в центре военно-морской авиации в Чайна-Лейк, Калифорния. Программа испытаний не включала доставку оружия, но Pegasus имеет два соответствующих отсека по бокам двигателя. В каждый отсек может быть загружена бомба.

Позднее  Pegasus Х-47В демонстрировал возможность приземлиться на палубу, хотя тормозной крюк в испытаниях не использовался. Кроме того, испытания, относящиеся к работе БЛА с носителем, включали в себя возможность швартовки без нарушения режима невидимости (стелс), а также разработку панелей управления, которые бы не могли быть повреждены сильными порывами ветра на палубе. Аппарат имеет размах крыльев в 19 метров и возможность складывать крылья, словно летучая мышь.

Самолет-дрон будет обладать высокой дозвуковой скоростью полета (М > 0.9), летать на высоте 12000 м и иметь боевой радиус около 2780 км (при выполнении разведывательных заданий). Он оснащен одним ТРДД, воздухозаборник которого расположен на верхней части крыла. Во внутреннем отсеке возможно размещение боевой нагрузки массой 2045 кг.

Автор: Денис Кунгуров