(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

“Афалина”: “Вырастет” ли сверхлегкий вертолет в беспилотник?

Завершившаяся в прошлую субботу международная вертолетная выставка HeliRussia-2015 не порадовала большим количеством новинок. Тем не менее, на «вертолетном смотре» впервые приняла участие кемеровская компания HeliWhale, представившая сверхлегкий вертолет «Афалина». Разработчики новой машины подчеркивают уникальность своего продукта и рассматривают возможность создания ее беспилотного варианта.

Сверхлегкий двухместный многоцелевой вертолет «Афалина» прибыл на московскую выставку без несущих винтов. Как объяснили разработчики компании, они решили сначала вынести свое детище на всеобщее обсуждение для получения конструктивной критики, а потом «доводить машину до ума».

Сверхлегкая технологичность

Между тем, несущие винты («Афалина» имеет соосную схему) и есть ноу-хау HeliWhale. Эта схема винтов считается довольно сложной в производстве, текущем содержании и ремонте, хотя для вертолетов легкого и сверхлегкого классов она оптимальна: при таком расположении винтов самолет легче пилотировать в горах, он более устойчив к порывам бокового ветра, малошумен, компактен и не требует больших площадок для взлета и посадки.

Разработчики «Афалины» утверждают, что их вертолет имеет принципиально новую систему управления соосными несущими винтами (уже имеется патент на изобретение) и благодаря этому вертолет является скоростным.

Добавим, что «Афалина» заправляется обычным автомобильным бензином (октановое число не ниже 95, бак объемом 60 литров). Все это в сочетании с системой обогрева и вентиляции в кабине, низкой стартовой ценой (120 тысяч долларов) должно, по замыслу его создателей, сделать его привлекательным для потенциальных потребителей: МЧС, работников сельского хозяйства, летных школ, санитарной авиации и т.д.

Завод по производству сверхлегких винтокрылов уже построен в Кемерово и рассчитан на 10–15 вертолетов в год. Потребители будут получать машины в виде кит-наборов — моделей для самостоятельной сборки. Это залог низкой цены на вертолет и способ быстрого запуска в серию.

Легче, чем "Робинсон"

«Вертолеты такого класса больше никто пока делает, даже двухместный «Робинсон» – тяжелее «Афалины», и, по факту, совершенно другая техника», - сообщил «Миру роботов» генеральный директор HeliWhale Яков Колесник. - «Американские «Робинсоны» еще и гораздо дороже: двухместный стоит 300 тысяч долларов. Наш вертолет с импортным двигателем, (пока у нас Rotax) стоит вдвое дешевле. Мы ищем отечественные аналоги, есть хороший двигатель российской разработки и, может быть, мы перейдем на них. А вообще в вертолете нет больше ни одной импортной детали, мы делали его сами, с нуля»», сказал Колесник.

Единственный пока у HeliWhale летный прототип будет вскоре поставлен на ресурсные испытания.

По словам генерального директора HeliWhale, «Афалина» может быть и беспилотником, причем уже в классе средних БЛА. «Строго говоря, у нас все и начиналось с беспилотного проекта, потом уже решили делать пилотируемый», - сообщил "Миру роботов" Яков Колесник. «Так что беспилотный вариант практически готов, нужно только убрать кабину с людьми».

Преспективы

Единственное препятствие к реализации этого проекта – отсутствие заказов. Между тем, беспилотный вертолет мог бы быть интерес как гражданским, так и военным потребителям.  В пилотируемой вресии он может нести более 200 кг полезной нагрузки и совершать полеты на высотах в 3000 м на дальность до 700 км. При этом крейсерская скорость вертолета составляет 200 км/ч. Это довольно высокие показатели для такого рода техники, вполне сопоставимые с американским военным вертолетным беспилотником MQ-8 Fire Scout, который тоже имел пилотируемого "предка".

Впрочем, далеко не все эксперты и интересующиеся авиационным рынком специалисты верят в будущее новинки. Заместитель главного редактора журнала «Взлет» Владимир Щербаков скептически настроен относительно возможности реализации идеи создания "частного" вертолета в России: «Для дальнейшей реализации такого проекта необходимы большие инвестиции, а для того, чтобы где-то еще этот вертолет продать, потребуется гораздо больше средств, чем вложено в его разработку и производство. Кроме того, нужно потом осуществлять послепродажное обслуживание. Маленькая компания не сможет эффективно его реализовывать, например, в разных городах страны или за рубежом, она просто разорится» - считает эксперт.

«Что касается беспилотного варианта вертолета, то помимо замены кабины, потребуется создание сложной авионики и оборудования для БЛА. Одно из ведущих российских предприятий, которое делает радары для боевых самолетов и вертолетов, не смогло создать простой автопилот. Пришлось закупать за границей. И это речь идет о крупной компании. Для малых предприятий проблема еще серьезнее», - отметил эксперт в комментарии для «Мира роботов».

Впрочем, если "крупная компания" смогла купить необходимое оборудование за границей, то почему это не может сделать HeliWhale, да и возможности для послепродажного обслуживания и развития  сети могут прийти по мере появления заказов.

Татьяна Русакова