(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

На беспилотный рынок Индии выстроилась очередь

Парад в Индии. Фото: mod.nic.in

Парад в Индии. Фото: mod.nic.in

В рамках программы "Сделано в Индии" Минобороны этой страны сформировало заказ на совместное производство 600 беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Даже не смотря на жесткие требования по трансферу технологий и локализации производства, которые предъявляет программа, участием в борьбе за индийский рынок заинтересовались ведущие производители военных беспилотников: Boeing, израильские Aeronautics и Elbit Systems, польская WB Electronics и калифорнийская Aero Vironment. Этот интерес подогревает тот факт, что, по оценке директора концерна Hindustan Aeronautics Суварна Раджу, потенциал индийского рынка БЛА составляет более $2 млрд.

Индийский Орел

Серьезного прогресса в совместных проектах добились индийская Dynamatic Technologies и калифорнийская Aero Vironment. Аэрокосмическая корпорация Dynamatic Technologies относится к мировым гигантам, как по портфелю внутренних и международных заказов - более $1 млрд, так и по технологическому уровню продукции. Вертикально интегрированная корпорация является ключевым поставщиком аэрокосмических систем для Индии, разрабатывает, проектирует и производит авиационные, автомобильные и гидравлические компоненты, имеет собственное металлургическое производство. Среди постоянных клиентов этой индийской компании - Airbus, Bell и Boeing.

Создание индийского БЛА "Орел" является совместным проектом с американской Aero Vironment в рамках программы "американно-индийских оборонных технологий и торговли", стартовавшей в начале 2015 года. Aero Vironment много лет занимается производством беспилотных самолетов для нужд армии США и имеет в своей продуктовой линейке такие модели как RQ-20 Puma, RQ-11 Raven, Wasp, FQM-151 Pointer, RQ-14 Dragon Eye и дрон-камикадзе Switchblade.

БЛА RQ-20 Puma во время запуска.

БЛА RQ-20 Puma во время запуска.

По сути, индо-американский "Орел" будет эволюцией RQ-20 Puma и RQ-11 Raven. Первый прототип нового БЛА будут испытывать на протяжении 11 месяцев, сообщают в пресс-службе Dynamatic Technologies, отмечая при этом, что не собираются копировать американские технологии. По словам ее основателя и директора Удаянта Мальхутры, "Орел" будет значительно отличаться от своих прототипов благодаря собственным технологическим решениям индийской корпорации. Вице-президент по стратегическому развитию Aero Vironment Том Каннингхем на выставке в Бангалоре подтвердил, что "Орел" получит новый облик, пояснив, что пропеллер будет перенесен вперед и будет увеличена длина крыла. От Puma "Орлу" достанутся солнечные батареи на крыльях для дополнительной подзарядки.

Новый БЛА будет создан для нужд военных и морских операций, поэтому сможет приземляться как на суше, так и на воде. Он будет оснащен GPS-навигацией, аналогичной системе, установленной на БЛА Puma. Совместный беспилотник будет работать от наземной станциии управления, созданной Aero Vironment. В начале года Dynamatic Technologies провела испытания БЛА Raven совместно с индийской армией в горах, джунглях и пустынной местности, проверяя воздействие окружающей среды.

Израильский "Жаворонок"

Не менее далеко в развитии кооперации продвинулись израильская Elbit Systems и индийский концерн Hindustan Aeronautics Ltd (HAL). Уже создано совместное предприятие по производству БЛА - HALBIT. Первый совместный беспилотник будет построен на базе израильской модели SkyLark (Жаворонок). Последняя модификация "Жаворонка" 2013 года имеет подъемный вес до 65 кг и потолок высоты в 5 тыс метров, а максимальное время его полета достигает 240 минут. Elbit Systems одна из ведущих в Израиле компаний по производству БЛА. В своем портфеле имеет такие бестселлеры, как аппарат класса HALE (высотный с длительной продолжительностью полета) Hermes 900. Hindustan Aeronautics получил в 2014-2015 годах от правительства Индии на разработку HALBIT $190 млн. Беспилотник способен вести он-лайн съемку в дневное и ночное время. Проект получил высокую оценку за надежность авионики и оптики при ударах об землю.

Пока нет ясности по перспективам второй израильской компании - Aeronautics Defence Systems, которая готова предложить Индии производство своей популярной модели - Orbiter. Опыт масштабирования производства у компании уже есть. В 2011 года они открыли завод сборки беспилотников Orbiter 2М AZAD Systems Co в Азербайджане. Пока не известно, какой тип Orbiter израильтяне готовы предложить Индии, но в рамках развития технологий, Минобороны Индии, вероятно, согласится только на самый современный вариант, презентованный в 2014 году - Orbiter - 3B. Этот беспилотник способен выполнять не только разведывательную деятельность, но и наносить ракетно-бомбовые удары, за счет максимальной нагрузки до 150 кг.

Польский "летающий глаз"

Польская WB Electronics имеет эксклюзивное соглашение с индийским производителем Kadet Defence Systems (KDS) на поставку в Польшу воздушных целей для авиа учений. Калькутская компания в 2008 году смогла выиграть контракт на поставку воздушных целей для учений военно-воздушных сил Индии, по сути, став лидером в производстве воздушных целей в Индии, параллельно развивая экспорт.

В 2013 г KDS форсировала работы по созданию собственного беспилотника, параллельно  осуществляя поставки интегрированных решений для крупных производителей БЛА и воздушных целей. Одним из партнеров индийской компании стало военное подразделение Boeing, с которым KDS заключила контракт по производству и поставке воздушных целей.

Предложение польской WB Electronics - это еще шаг RDS к получению необходимых технологий. WB Electronics располагает широкой линейкой продукции, в которой помимо беспилотников, присутствуют автоматизированные системы управления, IT-решения и коммуникаторы для "солдат будущего", элементы единой системы связи и сбора данных и т.д.

Для WB Electronics партнерство с индийской компанией это прежде всего возможность получить доступ на рынок этой страны через локализацию производства. В даном случае речь может идти о моделе Fly Eye, которую впервые продемонстрировали на Интерполитехе 2013 в Москве. В том же году Минобороны Польши заказало 12 БЛА этого типа. Компактный дрон изготовлен из композитных материалов и имеет модули для быстрой сборки и разборки. При максимальном взлетном весе 11 кг, машина имеет длину 1,9 м и размах крыла - 3,6 м. БПЛА запускается с руки и приземляется при помощи парашюта.

По словам директора KDS Авдеша Кхайтана, польский партнер способен предоставить не только технологии  создания самого БЛА, но и авионики для него.

Интерес к закупкам Fly Eye уже проявили индийские ВМФ и береговая охрана, которой Управление военно-морской авиации штаба выдало квоту на закупку 50 палубных БЛА для мониторинга морской линии, поисково-спасательной работы и противо-пиратского наблюдения. KDS также планирует получить технологии создания мини радара для Fly Eye.

Boeing для Tata

Оборонное подразделение Boeing, производящее свой БЛА - Scan Eagle, готово выпускать беспилотник силами частной индийской компании Tata. Boeing давно и успешно работает на рынке Индии, как с государственными концернами: Hindustan Aeronautics (HAL), Bharat Electronics (BEL), Electronics Corporation of India Limited (ECIL), так и частными: Tata Group, Larsen & Toubro, Dynamatic Technologies и Avantel.

БЛА Phantom Eye.

БЛА Phantom Eye.

У Boeing на сегодня есть две разработки. Одна - совестная с крупным американским разработчиком БЛА и традиционным партнером Boeing, компанией Insitu - ScanEagle, созданный на основе конструкции БЛА SeaScan. Второй БЛА - Phantom Eye компания Boeing создала по заказу Пентагона. Он способен находиться в воздухе четверо суток без дозаправки за счет водородного двигателя. Технологии создания этого крупного стратегического БЛА могли бы быть крайне интересны  для Индийских вооруженных сил, в первую очередь для ВМФ. Но данная разработка является актуальной для США - испытания закончились в 2014 году, а закон по национальной безопасности запрещает экспортные сделки на стратегические виды вооружения, созданные по заказу армии США. В любом случае, у Индии очень большой запас прочности по офсетным сделкам с западными производителями.

Автор: Денис Кунгуров