(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

АФК “Система” вступила в гонку за $5 млрд от Минобороны

БПЛА "Альтаир" в сборочном цехе "КАПО-композиты". Фото: Кадр программы новостей.

БПЛА "Альтаир" в сборочном цехе "КАПО-композиты". Фото: Кадр программы новостей.

2 октября 2015 года финансово-промышленная группа АФК «Система» купила за 4,8 млрд рублей 100% акций разработчика и производителя комплексов с беспилотнымили летательными аппаратами (БЛА) и связанных с ними технологий АО «Группа Кронштадт» (авиационное подразделение, выведенное под отдельное управление в результате реорганизации группы компаний "Транзас", которая, в свою очередь, с 2011 года находится под контролем группы «Промышленные инвесторы»).

Сделка стала очередным шагом АФК «Система» в направлении создания крупнейшего в России центра по разработке и созданию комплексов с БЛА. О соответствующих планах заявил в августе генеральный директор подконтрольной АФК «Система» группы компаний ОАО РТИ Сергей Боев. Для реализации этой задачи РТИ приобрела инженерный центр "Икар" (разработка фюзеляжей самолетов), а в ходе выставки вооружений в Нижнем Тагиле RAE-2105 «РТИ Аэрокосмические системы» заключила соглашение о сотрудничестве с небольшой частной компанией "Тайбер". В рамках этого сотрудничества РТИ получит доступ к использованию наработок «Тайбера» в области систем связи и управления, в частности, в контексте сделки упоминалась автоматическая система управления для БЛА САУ-9.1.

Для группы компаний «Транзас» нынешняя сделка означает полный отказ от работы в области создания комплексов с БЛА. Еще год назад все «беспилотные» активы были выведены компанией в отдельное юридическое лицо АО «Группа Кронштадт», что косвенно свидетельствует о том, что решение уйти из беспилотной отрасли «Транзас» принял достаточно давно и готовился к его реализации.

Фрегат, перспективный БЛА безаэродромного базирования Фото: Алексей Кондратов

Фрегат, перспективный БЛА безаэродромного базирования
Фото: Алексей Кондратов

Вместе с «Кронштадтом» АФК «Система» получила доступ к государственному оборонному заказу в рамках создания средневысотных БЛА длительной продолжительности полета (класс MALE). Речь идет о проектах БЛА «Альтиус» и «Иноходец», которые разрабатывались «Транзасом» совместно с ОКБ «Сокол» с 2011 года, когда был заключен контракт на проведение соответствующих работ с Минобороны России.  «Альтиус» уже находится в процессе испытаний, о другом проекте известно пока крайне мало.

Кроме того, в активе «Кронштадта» есть и весьма интересные гражданские разработки. Это выполненный по схеме "конвертоплан" скоростной беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Фрегат" и аппарат длительной продолжительности полета для мониторинга земной поверхности "Орион-2", представленные в ходе прошедшего в августе этого года авиасалона МАКС-2015. Первый планируется применять для ведения воздушной разведки и для переброски грузов, а второй «для мониторинга земной поверхности в многоспектральном диапазоне в интересах промышленности». Оба беспилотника являются перспективными разработками, а их производство планируется начать в районе 2020 года.

Пример конфигурации системы САУ9.1 для аппарата самолетного типа с автоматическим взлетом и посадкой. Схема: tiber.su

Пример конфигурации системы САУ9.1 для аппарата самолетного типа с автоматическим взлетом и посадкой. Схема: tiber.su

Для ОАО «Концерн «РТИ Системы», контролируемого АФК «Система» (84,6%) и Банком Москвы (группа ВТБ) (15,4%) БЛА является новым направлением бизнеса. До последнего времени концерн занимался  в основном разработками для ракетной техники, радиостроением и комплексными системами связи. На авиатехнику компания обратила внимание лишь менее года назад, когда в декабре 2014 года сформировала новое бизнес-направление, которое получило название «РТИ Аэрокосмические системы».

Свои первые разработки в этой сфере  - наземный пункт управления БЛА, бортовые РЛС P и X-диапазонов для беспилотников и экспериментальный БЛА "Вяхирь", концерн представил на МАКС-2015.

После вхождения «Кронштадта» в «РТИ Аэрокосмические системы» можно с уверенностью говорить о том, что в России появилась крупнейшая частная компания-разработчик БЛА, которая будет конкурировать с государственной корпорацией «Ростех» (БЛА занимаются входящие в ее состав «Объединенная приборостроительная компания» и «Концерн радиоэлектронных технологий» (КРЭТ)) и, возможно, с государственной "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК), которая занимается созданием ударного БЛА. В сфере военных закупок на кону контракты общей стоимостью в 320 млрд рублей (почти $5 млрд), которые еще в 2014 год Минобороны посулило промышленности, в качестве стоимости программы оснащения Вооруженных сил БЛА.

Автор: Александр Корольков