(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Микоян: «Будущее за беспилотной авиацией…»

БЛА "Скат"

БЛА "Скат"

Сын знаменитого создателя советских МиГов, авиаконструктор, а ныне советник директора инженерного центра ОКБ им. Микояна Ованес Микоян рассказал в интервью «Московскому комсомольцу» о перспективах развития боевой авиации.

По мнению продолжателя знаменитой авиастроительной династии, будущее воздушных боев принадлежит беспилотным аппаратам.

«Эту тему надо развивать. На линию фронта не обязательно посылать летчика. Достаточно оператора на земле, который направит туда беспилотный аппарат, он решит практически все те же задачи, что и летчик. Пусть пока чуть хуже, но потерь-то меньше», – заявил Микоян.

В России, по словам собеседника издания, беспилотниками занимаются «все, кому не лень», есть соответствующие проекты и в ОКБ МиГ.

«Идей и у нас в КБ много. Важно, чтобы их поддержало государство. Тогда будущее не только у фирмы, которая носит имя моего отца, будет, но и в целом у российского авиапрома», – считает Ованес Микоян.

Стоит отметить, что ОКБ «МиГ» совместно с ОАО «Климов» представили концепт и полноразмерный макет реактивного малозаметного ударного БЛА «Скат» еще в 2007 году в ходе аэрокосмического салона МАКС-2007. Несмотря на многообещающие характеристики (максимальная взлетная масса 10 т, практическая дальность – 4000 м), малозаметность и, как следствие, ультрасовременный внешний вид (отдаленно напоминающий американский перспективный палубный БЛА X-47B, впервые представленный публике лишь в 2008 году) вскоре стало известно, что программа закрыта, а еще через некоторое время стало понятно, почему. В июле 2012 году «всепоглощающий» «Сухой» после проведения закрытого конкурса Минобороны был официально объявлен разработчиком тяжелого БЛА взлетной массой от 10 до 20 тонн.

В октябре 2012 года компании «Сухой» и «МиГ» (оба КБ входят в ОАК, возглавляемый тогда "суховцем" Михаилом Погосяном) подписали соглашение о сотрудничестве в разработке беспилотных летательных аппаратов. Таким образом, «МиГ» примет участие в проекте, тендер по которому ранее выиграл «Сухой». По некоторой информации, плоды такой кооперации могут быть представлены не раньше 2018 года. Ранее Погосян заявлял, что в основу ударного БЛА лягут технические решения самолета пятого поколения Т-50.

В России ведется разработка целой серии беспилотных летательных аппаратов. Активные работы в этом направлении начались с 2008 года, когда конфликт с Грузией на практике доказал потребность в разведывательных и ударных БЛА, а советские «Пчела» и «Рейс» уже не соответствовали современным требованиям.

Минобороны выделило 5 млрд рублей на разработку российских аппаратов, но к 2010 году результат так и не был получен. Тогда в помощь отечественным оборонщикам были закуплены израильские БЛА IAI Searcher Mk II и IAI Bird Eye 400, производимые в России из сборочных комплектов под названиями «Форпост» и «Застава» соответственно.

Созданием беспилотников большой продолжительности полета с 2011 года занимаются компании «Транзас» (Санкт-Петербург) и ОКБ «Сокол» (Казань). Работы ведутся до сих пор. В начале года стало известно о том, что испытание прототипа –демонстратора БЛА «Альтиус-М» («Альтаир») состоится до конца 2015.

Ранее был представлен «российский аналог Predator» «Дозор-600», который согласно распространенным ТТХ ничем не уступал американскому прототипу, но, по всей видимости, заявленные данные оказалось не так-то просто подтвердить, и аппарат так и остался экспериментальным.

В настоящее время кроме израильских аппаратов на вооружении МО России приняты БЛА малой дальности «Орлан-10» и носимые БЛА «Груша». Появлялись сообщения о проведении испытания на учениях ВДВ малого носимого БЛА «Искатель», однако о его поступлении на вооружение не сообщалось.