(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Ростех укажет дорогу беспилотным миллиардам

UAV Lutch

БЛА "Луч", представленный на стенде АО "Концерн "Вега" в ходе выставки «Технологии в машиностроении-2012». Фото: ТАСС

В России разработана комплексная межведомственная программа развития беспилотной авиации на 2016-2025 гг, авторы которой обещают в случае ее реализации поставить силовым ведомствам страны к 2025 году «несколько сотен комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различного класса и назначения». Координировать российское беспилотье поручат концерну «Вега».

Об этом говорится в опубликованном сегодня пресс-релизе входящей в Государственную корпорацию Ростех «Объединенной приборостроительной корпорации» (ОПК). Со ссылкой на заместителя генерального директора компании Сергея Скокова отмечается, что в программе определены сроки и финансирование НИОКР, объемы серийных закупок, затраты на сервисное обслуживание и ремонт.

Кроме того, согласно заявлению "ОПК", новая программа определяет финансирование и научно-производственное взаимодействие при разработке критически важных для современных БЛА технологий: создание новых высокопрочных композитных материалов, поршневых, газотурбинных и электрических двигателей, высокоточных помехозащищенных систем навигации и систем вооружений.

Сейчас программа находится на согласовании в Министерстве промышленности и торговли РФ.

Минобороны неоднократно заявляло, что до 2020 года на закупку беспилотников всех типов будет выделено несколько сотен миллиардов рублей. В пресс-релизе "ОПК" есть лишь общее указание на то, куда и как будут расходоваться эти средства. В частности, отмечает, что нынешняя программа, разработанная с «привлечением экспертов федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и оборонных предприятий», предусматривает распределение 30% выделяемых по теме БЛА денежных средств на «полномасштабную разработку беспилотной техники и создание опережающего научно-технического задела». Куда будут потрачены еще 70% не уточняется.

Усреднение для "Веги"

В России в конце 2013 года уже были утверждены два основополагающих документа в области развития беспилотных систем – «Концепция создания комплексов с БЛА на период до 2025 года» и разработанная Минобороны «Концепция применения беспилотной техники до 2030 года». Нынешняя программа, по всей видимости, должна стать очередным этапом планирования. О том, что работа над этим документом движется к завершению в октябре прошлого года рассказал Аркадий Сыроежко, директор программ по комплексам с БЛА концерна "Вега" (входит в "ОПК"), предприятия которое, как выяснилось сегодня, будет координировать все беспилотное направление работы отечественной оборонной промышленности.

«В настоящее время идет очередной этап формирования межведомственной комплексной целевой программы на 10 лет - с 2016 по 2025 год, где будут увязаны по срокам, задачам и средствам мероприятия военных и промышленности. Особое внимание в данной программе уделяется вопросам создания научно-технического задела и заблаговременной подготовки базы серийного производства БЛА, которые должны быть решены до начала полномасштабной разработки. Иными словами, сейчас мы хотим заложить опережающий научно-технический задел», – заявил тогда А.Сыроежко.

По его словам, в России нет проблем с созданием малых БЛА, большие БЛА являются отдельной темой, которую разрабатывают в ОАК, а наибольшие трудности существуют с классом средних беспилотников: «…сегмент серийного изготовления БЛА малой и средней дальности - совершенно новая отрасль производства, которая лежит на стыке радиоэлектронной и авиационной промышленности, и достаточной базы такой индустрии в РФ просто-напросто не существует».

Потребности Минобороны оцениваются в несколько сотен средних БЛА до 2020 года. ранее сообщалось, что «Вега» разрабатывает беспилотник этого класса и готовит мощности для его производства. При этом в уже упомянутом выше интервью А. Сыроежко отметил проблемы с разработкой вооружения для БЛА, заявив, что «ни одного сертифицированного боеприпаса применительно для наших беспилотников в настоящее время нет».

Проблемы с законом

В качестве одной из важнейших частей программы развития БЛА до 2025 года является разработка нормативного правового обеспечения развития беспилотной отрасли, в рамках котрого предполагается принятие более 20 правоприменительных актов. В частности, упоминаются авиационные правила по нормированию летной годности и процедурам сертификации беспилотных воздушных судов, беспилотных авиационных систем и их компонентов.

В марте этого года «Мир роботов» уже писал о проблеме регулирования отрасли. Тогда главный конструктор НПО «Опытно-конструкторское бюро имени М.П.Симонова», которое еще со времен СССР занимается производством беспилотных воздушных мишеней, а сейчас работает над тяжелым БЛА, заявил, что условия для активного развития и внедрения БЛА в России не созданы и не появятся раньше 2019 года.

«Нужно, прежде всего, чтобы Воздушный кодекс РФ допускал массовую эксплуатацию БЛА в нашей стране совместно с пилотируемой авиацией. Сейчас, чтобы пролетел даже маленький беспилотник, необходимо закрывать эшелон для всех обычных летательных аппаратов», – завил тогда Гомзин, отметив необходимость внесения изменений в массу документов – от стандартов сертификации до ГОСТов.

По его словам, даже при условии использования опыта США и ЕС на это уйдет не меньше 4-5 лет. Кроме проблем в законодательстве в России отсутствует и необходимая научно-исследовательская база для испытания БЛА. В частности, эксперт отметил отсутствие в России летно-исследовательского центра для БЛА, подобного тому, каким для пилотируемой авиации является Летно-исследовательский института имени Громова в Подмосковье, где выдается соответствующее заключение. Для беспилотной авиации подобного летно-промышленного центра с необходимыми полигонами нет.