(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Российский БЛА на топливных элементах испытают в Крыму

БЛА "ЦИАМ-Рекорд" и его создатели. Фото: ciam.ru

БЛА "ЦИАМ-Рекорд" и его создатели. Фото: ciam.ru

Ученые Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) и Института проблем химической физики (ИПХФ) рассказали о ходе подготовки к проведению рекордно долгого полета беспилотного летательного аппарата (БЛА) на топливных элементах. Эксперимент состоится осенью 2015 года в Коктебели.

По словам руководителя темы «Технологии чистой энергии» ЦИАМ Олега Селиванова экспериментальный БЛА оснащен 7-литровым баллоном с водородом в 300 атмосфер, который позволит ему совершать полет в течении 20-25 часов, а при оптимальных условиях до 30 часов (мировой рекорд принадлежит американскому беспилотнику IonTiger, который находился в воздухе на протяжении 48 часов- прим.)

По словам ученых, БЛА, получивший название "ЦИАМ-Рекорд" уникален для России, и имеет ряд преимуществ перед мировыми аналогами. Два года назад технология нового БЛА уже демонстрировалась министру обороны Сергею Шойгу и представителям других силовых ведомств, которые, по словам создателей аппарата, проявили интерес.

«Наш топливный элемент может работать при отрицательных температурах и использовать отечественный «грязный» водород. По габаритам наша установка чуть лучше (иностранной - прим.), по массе – чуть хуже, но разница в пределах 10%. При этом зарубежные аналоги вообще невозможно использовать в России. Не только из-за морозов и «грязного» водорода, но и потому что они теперь запрещены для ввоза», – заявил Юрий Добровольский, заведующий лабораторией ионики твердого тела ИПХФ РАН.

Фото: ciam.ru

Фото: ciam.ru

Эти преимущества аппарата стали следствием отсутствия в России производства "чистого водорода". По словам Селиванова, теоретических разработок в России довольно много, но практически эти проекты не воплощались и как следствие ИПХФ пришлось покупать дорогостоящий иностранный компрессор, который способен накачать имеющийся в распоряжении российских разработчиков 150-атмосферный кислород, в топливную емкость под давлением в 300 атмосфер.

«Водород из баллона через регулятор расхода поступает в топливный элемент, куда двумя вентиляторами гонится воздух через биполярные пластины, где находящийся в воздухе кислород вступает в реакцию с водородом. Вся система управления помещается на одной маленькой плате нашего изготовления. Из импортных компонентов здесь только редуктор, литий-полимерная батарея, вентиляторы и электронные компоненты к плате. Сам топливный элемент – российский, и даже композитный баллон российский», – пояснил устройство БЛА Ю. Добровольский.

По словам ученого, современные топливные элементы стали намного эффективнее и компактнее. К примеру, топливные элементы для советского лунного модуля весили 16 кг при 1кВТ выдаваемой мощности, элемент, созданный для перспективного беспилотника выдает ту же мощность при массе в 800 г. Рывок, по словам ученого, произошел в последние 10 лет, когда топливные элементы стали использовать в массовой продукции, например – на автомобилях.

ЦИАМ ведет разработки БЛА на топливных элементах с 2009 года. В 2010 году совершил первый полет БЛА «ЦИАМ-80», оснащенный топливным элементом Aeropak сингапурской фирмы Horizon. БЛА с отечественными топливными элементами «ЦИАМ-Рекорд», очередные испытания которого запланированы на осень, впервые поднялся в небо год назад – 2 июля 2014 г. 27 июля 2015 года уже была предпринята попытка установить рекорд по длительности полета, но тогда помешала погода